Эта старая проблема, которая касается каждого, от военачальника до карточных игроков: какую стратегию выбрать, если мы не знаем, о чём думает соперник? Решение таких проблем — raison d'être раздела прикладной математики под названием «теория игр», которая, несмотря на своё название, имеет дело с чем-то гораздо более серьёзным, нежели весёлое времяпровождение. Первое понимание её сути пришло в 1920-е годы, когда математики изобрели правило так называемых игр с нулевой суммой, где выигрыш одного человека равен проигрышу другого. Известное как теорема о минимаксе, это правило советует выбирать ту стратегию, которая даёт наилучший эффект при худших обстоятельствах. Однако в реальной жизни большинство «игр» не являются играми с нулевой суммой, а некоторые стратегии могут привести к тому, что обе стороны в чём-то выиграют, а в чём-то проиграют. В 1950 году американский математик Джон Нэш сумел развить теорему о минимаксе и включить в неё эти игры не с нулевой суммой, сильно расширив область применения теории игр. Например, биологи-эволюционисты пользовались ей, чтобы понять, почему животные предпочитают сотрудничать, а не бороться друг с другом, а психологи применяли её, изучая поведение преступников в законопослушном обществе.